Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Экономика // Налоговая служба
22/06/2022 14:06

Продлен срок работы без кассового оборудования при реализации продовольственных товаров на рынках и ярмарках о 1 января 2023 года

Срок обязательного использования кассового оборудования для приема наличных денежных средств при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах продлен до 1 января 2023 года.

Соответствующее постановление принято Советом министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь                   14 мая 2022г. №304/12 в рамках реализации Комплексного плана по поддержке экономики.

Справочно. Ранее такой срок был установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 ноября 2021 г. № 647/11 - с 18 мая 2022 года.

Таким образом, при осуществлении розничной торговли на ярмарках и торговых местах на рынке продовольственными товарами (включая сельскохозяйственную продукцию) прием наличных денежных средств до 31 декабря 2022 г. (включительно) возможно осуществлять без применения кассового оборудования.

В этом случае в соответствии с нормами пункта 38 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г.               № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – Положение № 924/16), прием наличных денежных средств осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах общей суммы выручки по окончании рабочего дня (смены), иного периода, определяемого субъектами хозяйствования, но не реже чем один раз в семь дней.

Обращаем внимание, что в силу норм пункта 41 Положения № 924/16 на субъектов хозяйствования, которые до 18 мая 2022 г. приобрели и используют кассовые суммирующие аппараты со средством контроля налоговых органов или программную кассу при реализации продовольственных товаров на ярмарках, торговых местах, возможность осуществлять прием наличных денежных средств без применения кассового оборудования, предусмотренная постановлением № 304/12, не распространяется.

Справочно. Пунктом 41 Положения № 924/16 определено, что субъекты хозяйствования вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования в случаях, определенных в пункте 35 Положения № 924/16, при условии, если этими субъектами хозяйствования не используется кассовый суммирующий аппарат с установленным средством контроля налоговых органов, программная касса в случаях, перечисленных в пункте 35 Положения № 924/16.
22/06/2022 14:06

Об отнесении расходов на рекламу в состав затрат, учитываемых при налогообложении

В соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, действующей с 2022 года (далее - НК), расходы на рекламу подлежат включению:

в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее - затраты по производству и реализации) на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 170 НК;

в состав прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества с учетом налога на добавленную стоимость (для банков - от суммы доходов, определяемой в соответствии со статьей 176 НК, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК к внереализационным доходам, кроме сумм доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества), на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК.

Так, в подпункте 2.10 пункта 2 статьи 170 НК закреплен закрытый перечень расходов на рекламу, подлежащих включению в состав затрат по производству и реализации. К таким расходам относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

При отнесении тех или иных расходов к расходам на рекламу необходимо принимать во внимание следующие определения терминов, содержащиеся в Законе Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. N 225-З "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).

Так, в соответствии с абзацами седьмым и десятым статьи 2 Закона о рекламе:

реклама - информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

объект рекламирования - продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.

Расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети.

Законодательство о рекламе, НК не содержат определения понятия "рекламные мероприятия". НК также не содержит конкретного перечня рекламных мероприятий, распространяемых через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, расходы на которые подлежат включению в состав затрат по производству и реализации.

При решении вопроса об отнесении мероприятия к рекламному следует исходить из наличия в нем в совокупности всех признаков рекламы, содержащихся в определении термина "реклама": информация об объекте рекламирования; распространение в любой форме с помощью любых средств; направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Пунктом 20 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N 427-З "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) установлено, что средство массовой информации (далее - СМИ) - форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, вещания теле- или радиопрограммы, глобальной компьютерной сети Интернет, а также сетевое издание как форма распространения массовой информации с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

СМИ подлежат государственной регистрации в республиканском органе государственного управления в сфере массовой информации в порядке, установленном Законом о СМИ.

Определение термина "информационно-телекоммуникационная сеть" законодательством Республики Беларусь не предусмотрено.

В то же время постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 ноября 2005 г. N 26-7 "О гармонизации законодательства государств - участников СНГ в области информатизации и связи" принят модельный закон "Об информатизации, информации и защите информации" (далее - Модельный Закон), которым и определен термин "информационно-телекоммуникационная сеть".

Согласно статье 2 Модельного Закона информационно-телекоммуникационная сеть - система передачи данных, предназначенная преимущественно для передачи информации, доступ к которой осуществляется с использованием компьютерных и других технических устройств.

Справочно. Модельный Закон - законодательный акт рекомендательного характера.

Принимая во внимание положения указанных выше нормативных правовых актов следует включать в состав затрат по производству и реализации расходы на мероприятия, отвечающие требованиям, установленным статьей 2 Закона о рекламе, размещаемые (распространяемые):

через СМИ (газеты, журналы, теле- и радиовещание, сетевые издания);

через информационно-телекоммуникационные сети (в том числе через Интернет, через сети электросвязи).

Примерами рекламных мероприятий (при условии, что они удовлетворяют признакам, установленным для рекламы статьей 2 Закона о рекламе), размещаемых (распространяемых) через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, являются размещение (распространение) рекламы в:

СМИ;

сети Интернет: на сайтах, в социальных сетях (VK, Facebook, Одноклассники), в мессенджерах (Viber, Telegram, WhatsApp), в том числе посредством рассылки через социальные сети и мессенджеры, посредством создания и управления рекламными кампаниями в системе контекстной рекламы;

сети электросвязи, в том числе посредством рассылки СМС-сообщений;

виде видеороликов, аудиороликов, не признаваемых в бухгалтерском учете амортизируемым имуществом, при подтверждении факта их размещения (распространения) в СМИ, в сети Интернет, транслируемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей на мониторах, установленных в общественном транспорте.

При этом расходы на создание и размещение видеороликов (при условии, что видеоролики не признаются в бухгалтерском учете амортизируемым имуществом), транслируемых самой организацией исключительно в торговых, административных, иных помещениях организации на экране телевизора без использования информационно-телекоммуникационной сети, не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.

Для включения расходов на рекламные мероприятия через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети в состав затрат по производству и реализации необходимо наличие соответствующих документов (договоров, актов и т.д.), подтверждающих факт размещения (распространения) рекламы через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети (сеть Интернет, сеть электросвязи и т.д.).

Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.

Наружной рекламой в соответствии со статьей 2 Закона о рекламе считается реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах.

При этом средство наружной рекламы - средство рекламы, используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, за исключением транспортного средства.

С учетом изложенного в состав затрат по производству и реализации подлежат включению любые расходы на наружную рекламу, размещенную с использованием любых средств наружной рекламы, удовлетворяющую требованиям законодательства о рекламе, за исключением случаев, когда расходы на такую рекламу в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете формируют первоначальную стоимость амортизируемого имущества.

При этом затраты по изготовлению и нанесению на внешнюю поверхность транспортного средства (автобусов, троллейбусов, автомобилей-такси, вагонов метро и т.д.) рекламных сообщений (изображений, текста) не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.

Важно. Необходимо учитывать, что расходы на создание (приобретение) амортизируемого имущества (основных средств, нематериальных активов), используемого в рекламных целях, учитываются при налогообложении прибыли посредством начисления амортизации на основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 170 НК.

Следовательно, расходы на создание рекламных видеороликов, рекламных щитов, которые в бухгалтерском учете образуют объекты нематериальных активов, основных средств, учитываются при налогообложении прибыли посредством включения в затраты по производству и реализации амортизационных отчислений на основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 170 НК.

Расходы на участие в выставках, ярмарках.

НК не содержит конкретный перечень расходов на участие в выставках, ярмарках, которые подлежат включению в состав затрат по производству и реализации.

К ним можно отнести любые затраты, которые непосредственно необходимы для участия в таких мероприятиях, в частности:

вступительный взнос за участие;

арендную плату за аренду выставочной площади, стендов, оборудования;

расходы по оформлению выставочной площади, стендов, оборудования;

стоимость вручаемых посетителям на выставках, ярмарках товаров, предназначенных для реализации и являющихся объектом рекламирования, образцов, пробников таких товаров.

При этом стоимость распространяемой на выставках, ярмарках сувенирной продукции (фирменные календари, кружки и др.), в том числе с логотипом организации, не подлежит включению в состав затрат по производству и реализации, а учитывается в составе прочих нормируемых затрат.

Расходы на изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

НК не содержит определений терминов "рекламная листовка", "рекламный флаер", "рекламный каталог", "рекламная брошюра". В подпункте 2.10 пункта 2 статьи 170 НК предусмотрены расходы на изготовление рекламных брошюр, каталогов и не предусмотрены расходы на изготовление рекламных листовок, флаеров.

Вместе с тем листовка, флаер, наряду с брошюрой и каталогом, являются полиграфическим материалом, выпускаемым в рекламных целях, в котором может содержаться информация о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

Учитывая вышеизложенное, полагаем возможным отнести расходы на изготовление листовок, флаеров, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации и выпускаемых в рекламных целях, в состав затрат по производству и реализации на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 170 НК.

При этом расходы на изготовление иных видов рекламной продукции (например, расходы на изготовление и нанесение на одежду (спортивную форму, майки), спортивный инвентарь названия и логотипа организации; расходы на нанесение названия и логотипа организации на сувенирную продукцию и т.д.) не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.

Расходы на проведение рекламных игр в соответствии с законодательством о рекламе.

На основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК в состав прочих нормируемых затрат подлежат включению расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры в соответствии с законодательством о рекламе.

В соответствии с подпунктом 1.56 пункта 1 статьи 284 НК объектом обложения государственной пошлиной является государственная регистрация рекламной игры.

Пунктом 1 статьи 293 НК предусмотрено, что суммы государственной пошлины включаются организациями в затраты по производству и реализации.

С учетом изложенного расходы по уплате государственной пошлины для регистрации рекламной игры подлежат включению в состав затрат по производству и реализации на основании пункта 1 статьи 293 НК. Иные расходы, связанные с проведением рекламной игры, включая расходы на публикацию в печатном издании правил проведения рекламной игры, расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры, не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.

Расходы на иные виды рекламы.

Расходы на иные виды рекламы подлежат включению в состав прочих нормируемых затрат на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК.

22/06/2022 14:06

О применении ставки НДС 26% по услугам передачи данных

Указом Президента Республики Беларусь «О развитии средств массовой информации» от 31.03.2022 № 131 (далее - Указ № 131) установлена ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 26 процентов при реализации услуг передачи данных, под которыми для целей Указа № 131 понимаются услуги доступа в сеть Интернет, оказанные операторами электросвязи, а также услуги передачи данных, оказанные операторами сотовой подвижной электросвязи.

Для целей Указа 131 к услугам передачи данных в том числе относятся:

предоставление уполномоченными операторами для операторов электросвязи услуги доступа в сеть Интернет с гарантированной полосой пропускания;

предоставление доступа к Единой сети сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE для оказания операторами электросвязи услуги передачи данных абонентам;

предоставление доступа к точке обмена национальным трафиком (пиринг).

Не относятся к услугам передачи данных для целей Указа № 131 услуги, оказываемые посредством технологии передачи данных:

услуги телефонии по IP-протоколу и услуги 1Р-телевидения;

услуги электросвязи в роуминге;

контент-услуги;

услуги Центров обработки данных.

Кроме того, не относятся к услугам передачи данных для целей Указа №131 услуги по предоставлению в пользование каналов электросвязи.

Стоимость услуг (абонентская плата), оказываемых в наборе (пакете) услуг по тарифным планам с установленной абонентской платой, облагается НДС по ставке 26 процентов, поскольку отсутствует техническая возможность имеющихся у операторов программных ресурсов и систем, позволяющая обеспечить разделение стоимости этих услуг (абонентской платы), на две части (первая - стоимость услуг передачи данных, облагаемых НДС по ставке в размере 26 процентов, вторая
стоимость иных услуг электросвязи, облагаемых НДС по ставке в размере 25 процентов) в разрезе каждого абонента.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) операторы как продавцы услуг обязаны для целей исчисления НДС определить налоговую базу в порядке, предусмотренном статьей 120 НК, и предъявить сумму НДС покупателю (абоненту) услуг в первичном учетном документе, а также в электронном счете-фактуре (по общему правилу выставляется не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится день оказания услуг), для реализации
права покупателя (абонента) на осуществление вычетов по НДС.

Для целей пункта 5 Указа № 131 под суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными с оборотов по оказанию услуг передачи данных, понимаются суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате в бюджет при оказании услуг передачи данных, которые определяются как сумма налога, начисленного при реализации указанных услуг, за минусом приходящихся к такой реализации сумм налоговых вычетов по НДС.

Ставка НДС в размере 26 процентов применяется в отношении услуг передачи данных, оказанных с 1 мая 2022 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.

22/06/2022 14:06

О применении инвестиционного вычета

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет порядок применения инвестиционного вычета в 2022 году с учетом изменений и дополнений, внесенных в подпункт 2.2 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) Законом Республики Беларусь от 31.12.2021 N 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее - Закон N141-З).

С 1 января 2022 года предельный размер инвестиционного вычета увеличен и составляет:

по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, стоимости вложений в их реконструкцию - не более 20 процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию);

по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию - не более 40 процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).

Кроме того, с 1 января 2022 г. в целях применения инвестиционного вычета возведение последующих очередей строительства, пусковых комплексов относится к вложениям в реконструкцию.

При этом начиная с 2021 года сумма инвестиционного вычета может включаться в затраты по производству и реализации не только в том квартале, в котором возникло право на его применение, а в течение двух лет начиная с квартала, в котором возникло такое право, т.е. в течение двух лет начиная с того квартала, на который приходится месяц, с которого в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств (в котором стоимость вложений в реконструкцию увеличила в бухгалтерском учете первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств).

Согласно пункту 7 статьи 3 НК акты налогового законодательства, в том числе изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, применяются с момента (даты) вступления их в силу и распространяют свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата, если иное не предусмотрено законами или актами Президента Республики Беларусь.

Ввиду отсутствия в Законе N 141-З указания на возможность применения указанных выше изменений в части размеров инвестиционного вычета и его объектного состава с даты, отличной от даты вступления в силу Закона N 141-З, их применение возможно в отношении основных средств (стоимости вложений в их реконструкцию), возникновение права на применение инвестиционного вычета, т.е. начало начисления амортизации (увеличение в бухгалтерском учете первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств), по которым имеет место начиная с 1 января 2022 года.

Таким образом, организации вправе применить в 2022 году инвестиционный вычет в увеличенных размерах (не более 20 и 40 процентов) по объектам основных средств (стоимости вложений в их реконструкцию), начало начисления амортизации по которым (увеличение в бухгалтерском учете первоначальной (переоцененной) стоимости которых) имеет место начиная с 1 января 2022 года. Соответственно, организации не вправе в соответствии с НК применить в 2022 году инвестиционный вычет в увеличенных размерах (т.е. в размерах, превышающих 15 и 30 процентов, установленных НК в редакции, действовавшей до 2022 года) по объектам основных средств (стоимости вложений в их реконструкцию), начало начисления амортизации по которым (увеличение в бухгалтерском учете первоначальной (переоцененной) стоимости которых) имело место до 1 января 2022 года.

В отношении увеличения первоначальной стоимости объектов основных средств, имевшей место при возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов, в результате возведения которых не создается новый объект основных средств, организации вправе применить в 2022 году инвестиционный вычет при условии, что увеличение в установленном законодательством порядке первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств на стоимость возведенных последующих очередей строительства, пусковых комплексов имеет место начиная с 1 января 2022 года. В случае если увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств при возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов, в результате возведения которых не создается новый объект основных средств, имело место до 1 января 2022 года, оснований для применения инвестиционного вычета к стоимости последующих очередей строительства, пусковых комплексов не имеется.

В отношении применения инвестиционного вычета по дооборудованию следует руководствоваться следующим.

В соответствии с частью пятой подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 НК к стоимости вложений в реконструкцию относятся фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, которые увеличили в бухгалтерском учете первоначальную стоимость этих основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете согласно пункту 14 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 N 26, первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев:

реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ;

переоценки основных средств в соответствии с законодательством;

иных случаев, установленных законодательством.

Пунктом 9 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 N 37/18/6, предусмотрено, что амортизируемая стоимость основных средств изменяется в случаях модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных актами сдачи-приемки выполненных работ, на сумму соответствующих затрат.

Таким образом, при соблюдении иных условий, установленных в подпункте 2.2 пункта 2 статьи 170 НК, организация вправе и до 2022 года применить инвестиционный вычет к стоимости вложений в реконструкцию основных средств, в том числе к стоимости работ по их дооборудованию, при условии, что стоимость таких работ в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете увеличила первоначальную стоимость основного средства.

22/06/2022 14:06

Вниманию субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот обуви, шин, товаров легкой промышленности, духов, фотоаппаратов, воды упакованной

РУП «Издательство «Белбланкавыд» - оператором государственной информационной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации разработана Памятка по использованию мобильного приложения «Электронный знак» (далее - Памятка). Товарная группа «Обувь, шины, товары легкой промышленности, духи, фотоаппараты, вода упакованная».

Памятка размещена на официальном сайте МНС по адресу:

https://nalog.gov.by/tax_control/control_of_goods/marking/valid_from_08072021/.

Обращаем внимание, что при статусе, отмеченном в мобильном приложении «Электронный знак» красным цветом, товары обороту не подлежат. При отражении в мобильном приложении «Электронный знак» статусов «Промаркирован товар», «Введен в оборот», «Отгружен», «Ввезен в РБ. Статус РФ: Экспортирован в ЕАЭС» субъекты хозяйствования вправе осуществлять оборот таких товаров.

22/06/2022 14:06

Вниманию субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот молочной продукции

РУП «Издательство «Белбланкавыд» - оператором государственной информационной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации (далее - оператор, система маркировки) разработана «Памятка по использованию мобильного приложения «Электронный знак». Товарная группа «Молочная продукция» (далее - Памятка).

Памятка размещена на официальном сайте МНС по адресу:

https://nalog.gov.by/upload/iblock/196/dlpbp46pwp4kvk08p3yuj718tcd1pgh1.pdf.

Так, при статусе, отмеченном в мобильном приложении «Электронный знак» красным цветом, молочная продукция обороту не подлежит. При отражении в мобильном приложении «Электронный знак» статусов «Промаркирован товар», «Выдан код», «Статус РФ: в обороте» субъекты хозяйствования вправе осуществлять оборот молочной продукции.

В связи с проводимой в настоящее время доработкой функционала системы маркировки оборот (в т.ч. реализация и предложение к реализации) молочной продукции со статусом «Выдан код» возможен только до 01.07.2022. Учитывая изложенное, Памятка действует до 01.07.2022.

08/06/2022 08:06

При осуществлении индивидуальными предпринимателями деятельности по сдаче жилых помещений в аренду по выбору плательщика может применятся одна из следующих систем налогообложения: единый налог с индивидуальных предпринимателей или подоходный налог с доходов от осуществления предпринимательской деятельности.

Порядок исчисления и уплаты единого налога определен главой 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

Согласно пункту 1 статьи 337 НК объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - индивидуальных предпринимателей признается оказание потребителям следующих услуг (выполнение работ), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и индивидуальными предпринимателями:

- предоставление мест для краткосрочного проживания (подпункт 1.1.8 пункта 1 статьи 337 НК);

- сдача в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания) (подпункт 1.1.9 пункта 1 статьи 337 НК);

Потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 5 статьи 335 НК).

Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность (часть 1 пункта 1 статьи 342 НК) согласно Приложению 24 к НК «ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц».

В соответствии с пунктом 11 статьи 342 НК при осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде предоставления мест для краткосрочного проживания единый налог уплачивается за каждую квартиру, за каждый жилой дом (независимо от количества сдаваемых жилых комнат в каждой такой квартире, жилом доме), за каждый садовый домик, за каждую дачу.

При осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде сдачи в аренду помещений, машино-мест единый налог уплачивается за каждую сдаваемую жилую комнату в квартире, жилом доме, за каждый садовый домик, за каждую дачу, за каждое машино-место.

При предоставлении в течение отчетного периода (его части) в одной квартире, в одном жилом доме, в одном садовом домике, в одной даче мест для краткосрочного проживания и сдаче этого же помещения в наем, аренду (субаренду) единый налог за такое помещение определяется исходя из наибольшей суммы единого налога, исчисленной в соответствии с частями первой и второй пункта 11 статьи 342 НК.

Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного периода (пункт 26 статьи 342 НК).

Отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей признается календарный квартал, в котором осуществляется деятельность (часть 2 статьи 341 НК).

Единый налог уплачивается индивидуальным предпринимателем не позднее 1-го числа каждого календарного месяца, в котором им осуществляется деятельность (пункт 1 статьи 343 НК).

Исчисление и уплата подоходного налога с доходов от осуществления предпринимательской деятельности (общеустановленный порядок налогообложения) осуществляется в соответствии с главой 18 НК.

В соответствии с пунктом 4 статьи 199 НК для доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму расходов, предусмотренных статьей 205 НК, и на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со статьями 209 - 211 НК.

При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (пункт 1 статьи 199 НК).

Ставка подоходного налога для индивидуальных предпринимателей установлена в размере 16 % (подпункт 3.1 пункта 3 статьи 214 НК).

Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 3 статьи 217 НК).

Отчетными периодами подоходного налога с физических лиц для индивидуальных предпринимателей признаются квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (часть 2 статьи 207 НК).

Уплата подоходного налога с физических лиц производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 4 статьи 217 НК).

Кроме того, главой 32 НК предусмотрен порядок исчисления и уплаты упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).

Согласно подпункту 2.7 пункта 2 статьи 324 НК с 01.01.2022 г. не вправе применять УСН индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги.

Исключением являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие туристическую деятельность, деятельность в сфере здравоохранения, деятельность сухопутного транспорта, услуги по общественному питанию, деятельность в области компьютерного программирования, для которых сохранится право на применение УСН.

Для целей главы 32 НК сдача в аренду (предоставление в финансовую аренду (лизинг)) имущества признается услугой (пункт 5 статьи 326 НК).

В связи с вышеизложенным, индивидуальные предприниматели с 01.01.2022 при осуществлении такого вида деятельности как сдача жилых (иных) помещений в аренду не вправе применять УСН.

24/05/2022 14:05
Управление по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району напоминает о приближении срока уплаты подоходного налога с физических лиц за 2021 год. Уплатить подоходный налог следует не...
23/05/2022 14:05
Управление по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району разъясняет. Физические лица, достигшие 16-летнего возраста имеют возможность регистрироваться в налоговой инспекции в качестве ремесленника (с согласия одного из законных...
27/04/2022 08:04

При составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) у субъектов хозяйствования может возникнуть ситуация, когда сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС, исчисленного по реализации. Образовавшуюся сумму превышения субъекты вправе зачесть в счет уплаты иных налогов или вернуть из
бюджета на свой расчетный счет на основании заявления,
представляемого в налоговый орган.

Однако, до осуществления фактического возврата или зачета суммы НДС, налоговый орган в обязательном порядке осуществляет камеральную проверку представленных налоговых деклараций и проверяет правомерность заявленной к возврату (зачету)суммы НДС. Такая проверка проводится дистанционно – по месту нахождения налогового органа и на основании информационных ресурсов, которыми он располагает. О дате начала и окончания проведения камеральной проверки субъект хозяйствования может даже не знать, в то же время,
если будут выявлены ошибки, влекущие уменьшение заявленной к
возврату суммы НДС, плательщику обязательно направят уведомление в соответствии с нормами статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) с предложением представить дополнительные документы, сведения, пояснения и (или) уточненные налоговые декларации по НДС.

Следует отметить, что пунктом 5-1 статьи 137 НК предусмотрено, что если плательщик, претендующий на возврат НДС из бюджета, своевременно не отреагировал на уведомление налогового органа (не представил пояснения или уточненные декларации), с 01.01.2022 такому субъекту хозяйствования вернут сумму превышения НДС не позднее 5 рабочих дней со дня получения ответа на уведомление или составления
акта камеральной проверки.

В настоящее время выявление и пресечение необоснованного
возврата и зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, является одним из приоритетных направлений в контрольной деятельности налоговых органов, в том числе в рамках проведения камерального контроля.

В целом за 1 квартал 2022 года налоговыми органами Брестской области осуществлен последующий этап камеральной проверки 2987 решений о возврате сумм НДС, аннулировано полностью или частично-52 решения. В ответ на направленные уведомления плательщиками представлены уточненные налоговые декларации или пояснения, по результатам которых предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета в общей сумме более 4,1 млн. рублей.

Так, в ходе данной работы подразделениями камерального контроля выявляются следующие основные нарушения, допускаемые субъектами хозяйствования:

занижение налоговой базы по НДС по оборотам, облагаемым по ставкам 20 и 10 процентов;

включение в состав налоговых вычетов сумм «ввозного» НДС, при отсутствии факта уплаты НДС или не выставлении электронных счетов-фактур в законодательно установленные сроки;

принятие к вычету сумм НДС по покупкам, оплаченным за счет безвозмездно полученных бюджетных средств;

создание фиктивного документооборота по реализации продукции по ставкам НДС 0 и 10 процентов.

Обращаем внимание, что за налоговые нарушения, связанные с необоснованным возвратом из бюджета разницы между суммой
налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, созданием искусственного документооборота, умышленным дроблением бизнеса и иных действий предусмотрена ответственность.

К списку новостей