При осуществлении индивидуальными предпринимателями деятельности по сдаче жилых помещений в аренду по выбору плательщика может применятся одна из следующих систем налогообложения: единый налог с индивидуальных предпринимателей или подоходный налог с доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
Порядок исчисления и уплаты единого налога определен главой 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Согласно пункту 1 статьи 337 НК объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - индивидуальных предпринимателей признается оказание потребителям следующих услуг (выполнение работ), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и индивидуальными предпринимателями:
- предоставление мест для краткосрочного проживания (подпункт 1.1.8 пункта 1 статьи 337 НК);
- сдача в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания) (подпункт 1.1.9 пункта 1 статьи 337 НК);
Потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 5 статьи 335 НК).
Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность (часть 1 пункта 1 статьи 342 НК) согласно Приложению 24 к НК «ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц».
В соответствии с пунктом 11 статьи 342 НК при осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде предоставления мест для краткосрочного проживания единый налог уплачивается за каждую квартиру, за каждый жилой дом (независимо от количества сдаваемых жилых комнат в каждой такой квартире, жилом доме), за каждый садовый домик, за каждую дачу.
При осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде сдачи в аренду помещений, машино-мест единый налог уплачивается за каждую сдаваемую жилую комнату в квартире, жилом доме, за каждый садовый домик, за каждую дачу, за каждое машино-место.
При предоставлении в течение отчетного периода (его части) в одной квартире, в одном жилом доме, в одном садовом домике, в одной даче мест для краткосрочного проживания и сдаче этого же помещения в наем, аренду (субаренду) единый налог за такое помещение определяется исходя из наибольшей суммы единого налога, исчисленной в соответствии с частями первой и второй пункта 11 статьи 342 НК.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного периода (пункт 26 статьи 342 НК).
Отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей признается календарный квартал, в котором осуществляется деятельность (часть 2 статьи 341 НК).
Единый налог уплачивается индивидуальным предпринимателем не позднее 1-го числа каждого календарного месяца, в котором им осуществляется деятельность (пункт 1 статьи 343 НК).
Исчисление и уплата подоходного налога с доходов от осуществления предпринимательской деятельности (общеустановленный порядок налогообложения) осуществляется в соответствии с главой 18 НК.
В соответствии с пунктом 4 статьи 199 НК для доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму расходов, предусмотренных статьей 205 НК, и на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со статьями 209 - 211 НК.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (пункт 1 статьи 199 НК).
Ставка подоходного налога для индивидуальных предпринимателей установлена в размере 16 % (подпункт 3.1 пункта 3 статьи 214 НК).
Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 3 статьи 217 НК).
Отчетными периодами подоходного налога с физических лиц для индивидуальных предпринимателей признаются квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (часть 2 статьи 207 НК).
Уплата подоходного налога с физических лиц производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 4 статьи 217 НК).
Кроме того, главой 32 НК предусмотрен порядок исчисления и уплаты упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
Согласно подпункту 2.7 пункта 2 статьи 324 НК с 01.01.2022 г. не вправе применять УСН индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги.
Исключением являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие туристическую деятельность, деятельность в сфере здравоохранения, деятельность сухопутного транспорта, услуги по общественному питанию, деятельность в области компьютерного программирования, для которых сохранится право на применение УСН.
Для целей главы 32 НК сдача в аренду (предоставление в финансовую аренду (лизинг)) имущества признается услугой (пункт 5 статьи 326 НК).
В связи с вышеизложенным, индивидуальные предприниматели с 01.01.2022 при осуществлении такого вида деятельности как сдача жилых (иных) помещений в аренду не вправе применять УСН.
При составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) у субъектов хозяйствования может возникнуть ситуация, когда сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС, исчисленного по реализации. Образовавшуюся сумму превышения субъекты вправе зачесть в счет уплаты иных налогов или вернуть из
бюджета на свой расчетный счет на основании заявления,
представляемого в налоговый орган.
Однако, до осуществления фактического возврата или зачета суммы НДС, налоговый орган в обязательном порядке осуществляет камеральную проверку представленных налоговых деклараций и проверяет правомерность заявленной к возврату (зачету)суммы НДС. Такая проверка проводится дистанционно – по месту нахождения налогового органа и на основании информационных ресурсов, которыми он располагает. О дате начала и окончания проведения камеральной проверки субъект хозяйствования может даже не знать, в то же время,
если будут выявлены ошибки, влекущие уменьшение заявленной к
возврату суммы НДС, плательщику обязательно направят уведомление в соответствии с нормами статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) с предложением представить дополнительные документы, сведения, пояснения и (или) уточненные налоговые декларации по НДС.
Следует отметить, что пунктом 5-1 статьи 137 НК предусмотрено, что если плательщик, претендующий на возврат НДС из бюджета, своевременно не отреагировал на уведомление налогового органа (не представил пояснения или уточненные декларации), с 01.01.2022 такому субъекту хозяйствования вернут сумму превышения НДС не позднее 5 рабочих дней со дня получения ответа на уведомление или составления
акта камеральной проверки.
В настоящее время выявление и пресечение необоснованного
возврата и зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, является одним из приоритетных направлений в контрольной деятельности налоговых органов, в том числе в рамках проведения камерального контроля.
В целом за 1 квартал 2022 года налоговыми органами Брестской области осуществлен последующий этап камеральной проверки 2987 решений о возврате сумм НДС, аннулировано полностью или частично-52 решения. В ответ на направленные уведомления плательщиками представлены уточненные налоговые декларации или пояснения, по результатам которых предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета в общей сумме более 4,1 млн. рублей.
Так, в ходе данной работы подразделениями камерального контроля выявляются следующие основные нарушения, допускаемые субъектами хозяйствования:
занижение налоговой базы по НДС по оборотам, облагаемым по ставкам 20 и 10 процентов;
включение в состав налоговых вычетов сумм «ввозного» НДС, при отсутствии факта уплаты НДС или не выставлении электронных счетов-фактур в законодательно установленные сроки;
принятие к вычету сумм НДС по покупкам, оплаченным за счет безвозмездно полученных бюджетных средств;
создание фиктивного документооборота по реализации продукции по ставкам НДС 0 и 10 процентов.
Обращаем внимание, что за налоговые нарушения, связанные с необоснованным возвратом из бюджета разницы между суммойВ соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан при реализации товаров (работ, услуг) обеспечивать прием средств платежа в случаях и порядке, установленных законодательством.
Порядок приема средств платежа регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16) и Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденным постановлением № 924/16 (далее – Положение №924/16).
Исходя из норм Положения №924/16, по общему правилу, во всех объектах общественного питания, расположенных в учреждениях образования, прием наличных денежных средств осуществляется с использованием кассового оборудования.
Согласно пункту 4 Положения № 924/16 при приеме наличных денежных средств, безналичных денежных средств, электронных денег при осуществлении расчетов в соответствии с банковским законодательством, в том числе посредством банковских платежных карточек, QR-кодов и (или) мобильных приложений (далее – прием денежных средств) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе бытовых услуг, кассир проводит с использованием кассового оборудования суммы принятых денежных средств, выдает потребителю платежный документ, подтверждающий оплату услуги, помещает полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения.
На кассовом суммирующем аппарате с установленным средством контроля налоговых органов, а также на программной кассе кассир в дни использования указанного оборудования выполняет:
в начале рабочего дня (после открытия смены) операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег. При необходимости внесения в течение рабочего дня (смены) наличных денежных средств, за исключением наличных денежных средств, полученных от покупателей, в ящик для денег - операцию регистрации внесения наличных денежных средств в ящик для денег;
при изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), до закрытия смены операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег;
при возврате покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), операцию регистрации факта возврата денежных средств и выдает покупателю (потребителю) сформированный на кассовом оборудовании документ, подтверждающий совершение операции регистрации факта возврата денежных средств;
в случае допущенных ошибок при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе операцию по регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа (пункт 5 Положения №924/16).
Пунктом 6 Положения №924/16 предусмотрено, что по окончании рабочего дня (смены), а также по требованию должностного лица контролирующего (надзорного) органа на момент проведения проверки кассир выводит в соответствии с эксплуатационной документацией, руководством пользователя суточный (сменный) отчет (Z-отчет).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы в объектах общественного питания, расположенных в капитальных строениях (зданиях и сооружениях) (подпункт 2.8 пункта 2 постановления N 924/16, пункт 2 приложения 1 к постановлению N 924/16).
Исключение составляют объекты общепита, расположенные в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), средних школах - училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях, в которых установка платежных терминалов не обязательна.
Ответственность за нарушение порядка приема средств платежа при реализации товаров (работ, услуг), выразившееся приеме средств платежа при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования или без оформления установленного законодательством документа в случаях, когда применение кассового оборудования не требуется, предусмотрена статьей 13.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.
Согласно части 1 статьи 13.15 КоАП за нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг налагается штраф в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.
Управление по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району дополнительно сообщает, что 19 и 26 марта 2022 года (субботы) с 9.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00 будет осуществляться приём налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц за 2021 год по адресу: г. Каменец, ул. Брестская, 30.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить по телефонам: 7-50-27, 7-50-41.
С 2022 года статьей 216-1 Налогового кодекса Республики Беларусь введена обязанность представления налоговыми агентами декларации по подоходному налогу с физических лиц. В ней будут отражаться сведения об общей сумме подоходного налога, подлежащей перечислению в бюджет в целом в течение месяца с фактически выплаченного в течение такого месяца дохода физическим лицам.
Срок представления – ежеквартально не позднее 20-го числа месяца следующего за истекшим кварталом.
Суммы подоходного налога, подлежащие перечислению налоговыми агентами в бюджет, отражаются за каждый месяц отчетного квартала (без нарастающего итога). Дополнительно в декларации будут отражаться суммы подоходного налога, подлежащие уплате по акту проверки, а также перечисленные в бюджет в соответствии с направленным налоговым органом уведомлением.
При необходимости уточнения ранее представленных сведений налоговый агент представляет уточненную декларацию за соответствующий квартал календарного года, с указанием на титульном листе номера раздела декларации, сведения которого подлежат уточнению.
С введением формы налоговой декларации по подоходному налогу для налоговых агентов будет исключена обязанность отражения аналогичных сведений в налоговых декларациях по налогу на прибыль, налогу при УСН, по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции.
С учетом принятого постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 ноября 2021 г. № 647/11 в Положении об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа», из перечня случаев, когда субъекты хозяйствования вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, исключается подпункт 35.4 пункта 35 «осуществления розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах».
Таким образом, с 18.05.2022 (через 6 месяцев после официального опубликования постановления № 647/11) использование кассового оборудования обязательно при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах.
Для обеспечения требований законодательства по использованию кассового оборудования субъектам хозяйствования необходимо заблаговременно:
приобрести программные кассы либо кассовые суммирующие аппараты;
заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»
(далее – РУП ИИЦ) гражданско-правовой договор на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования.
Перед обращением в РУП ИИЦ субъектам хозяйствования:
намеревающимся использовать программную кассу необходимо заключить договор с оператором программной кассовой системы;
намеревающимся использовать кассовый аппарат необходимо заключить договор с центром технического обслуживания и ремонта кассовых аппаратов на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата.
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров на возмездной основе физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или юридического лица).
При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси субъекты хозяйствования обязаны стать на налоговый учет, обеспечивать полноту отражения полученной выручки в налоговых декларациях, уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения.
При привлечении субъектом хозяйствования к осуществлению предпринимательской деятельности наемных лиц выплата заработной платы должна быть подтверждена документально (отражена в учете) с обязательным исчислением, удержанием и перечислением в бюджет подоходного налога с физических лиц и других обязательных платежей.
Автомобиль-такси должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром:
- прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;
- включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее - Государственный реестр), с указателем режимов использования автомобиля-такси. Не допускается использование кассового аппарата в случаях, если модель (модификация) используемого кассового аппарата не соответствует сфере применения, указанной в Государственном реестре. Модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, включены в раздел 3 Государственного реестра "КСА, СОВМЕЩЕННЫЕ С ТАКСОМЕТРАМИ", в котором указана сфера применения - "Услуги автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси";
- с установленным средством контроля налоговых органов (далее - СКНО). До начала использования кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, субъекту хозяйствования необходимо заключить с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО и только после установки в кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, СКНО, данное кассовое оборудование можно использовать для приема наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием платежного терминала.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки автомобилями-такси обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы "БЕЛКАРТ", эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь. До начала осуществление деятельности субъект хозяйствования должен установить платежный терминал, для чего необходимо подать в банк-эквайер заявку на установку платежного терминала.
При выполнении перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанными только с использованием электронной информационной системы (далее – ЭИС), предусматривающей безналичный порядок оплаты, оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется.
Если посредством ЭИС осуществляется заказ автомобильной перевозки пассажира и оплата за нее производится наличными денежными средствами, то такая перевозка пассажира рассматривается как перевозка пассажира автомобилем-такси, заказанная у диспетчера такси или автомобильного перевозчика, самостоятельно выполняющего прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, при помощи глобальной компьютерной сети Интернет. Соответственно, в таких случаях прием наличных денежных средств должен осуществляться с обязательным использованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, с установленным СКНО.
Водитель автомобиля-такси обязан по окончании автомобильной перевозки выдать пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги, и произвести с ним расчет, а в случаях оплаты пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси в безналичном порядке с использованием электронной информационной системы - направить на адрес электронной почты, указанный заказчиком автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, электронную квитанцию.
При приеме наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, водитель автомобиля-такси суммы принятых денежных средств проводит с использованием таксометра, платежного терминала и выдает потребителю - пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги.Управление по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району напоминает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 222, статьи 219 Налоговым кодексом Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) физические лица – налоговые резиденты Республики Беларусь обязаны представить не позднее 31 марта 2022 года налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц за 2021 год, получившие следующие доходы (наиболее распространённые):
- доходы, полученные за границей и (или) из-за границы Республики Беларусь (оплата за работу по найму, выигрыши в online-казино или букмекерских конторах и др.);
- доходы от продажи (мены, ренты) в течение 5 лет более одной квартиры, жилого дома, гаража, земельного участка, садового домика, не завершенного строительством капитального строения (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства;
- доходы, полученные от продажи более одного легкового автомобиля в течение календарного года;
- доходы, полученные от продажи одного автомобиля, общая масса которого превышает 3,5 тонны и (или) число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает 8, или другого механического транспортного средства;
- доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения или в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно в размере, превышающем 7521 белорусских рублей.
Предоставить налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц можно электронным способом через личный кабинет плательщика и в управление по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району по адресу: г. Каменец, ул. Брестская, 30.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить по телефонам: 7-62-23, 7-50-41.
Прием налоговых деклараций (расчетов) будет осуществляться в рабочие дни до 31 марта 2022 года с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00 (каждый понедельник и четверг с 8.00 до 19.00), а также 19 и 26 марта 2022 года (субботы) с 9.00 до 13.00 часов в управлении по работе с плательщиками по Каменецкому району: г. Каменец, ул. Брестская, 30 (кабинет 7).