Оперативным подразделением налоговой инспекции по г. Пинску при изучении «истории обманутых ожиданий», опубликованной 16.02.2021 Onliner.by (https://realt.onliner.by/amp/2021/02/16/zhdala-naduvnoj-divan-a-poluchila-kuchu-bumazhek), проведены контрольно-аналитические мероприятия и установлен индивидуальный предприниматель г. Пинска, чьи данные указывались на почтовых переводах с сертификатами и другими товарами, стоимость которых в разы ниже размера наложенного платежа.
Результатом стало составление в отношении предпринимателя протокола по части 3 статьи 13.3 КоАП за осуществление в период с января по апрель 2021 года запрещенной предпринимательской деятельности в связи с привлечением 13 работников наряду с запретом привлечения более трех физических лиц.
Привлекаемые предпринимателем граждане являлись работниками юридического лица, которое оказывало предпринимателю услуги «одаривания вип-клиентов», а именно: совершали телефонные звонки и различными способами уговаривали приобрести товары.
Индивидуальный предприниматель имел льготы в отличие от юридических лиц и, снимая наличные денежные средства с расчетного счета без уплаты подоходного налога, неплохо заработал.
Экономическим судом Брестской области на предпринимателя наложен штраф в размере 150 б.в. с конфискацией 30 % незаконно полученного дохода, что составляет более 140 тыс. рублей.
Если Вами обнаружены признаки нарушения, контроль за которым возложен на налоговые органы, Вы вправе сообщить о них по телефонному номеру «контакт-центра» - 189.
Работа в данном направлении продолжается.Управлением оперативных мероприятий Брестской областной налоговой инспекции в декабре 2020 года в кафе на улице Советской в г. Бресте пресечен факт оборота алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее приобретения, за что судом наложено штрафов на сумму 7,15 тыс. рублей.
А в мае 2021 года благодаря ответственной гражданской позиции бывшего работника указанного кафе, который сообщил об известных ему фактах выплаты зарплаты «в конверте», сотрудниками управления оперативных мероприятий установлено 19,1 тыс. рублей выручки, не учтенной при налогообложении, с которой выплачено «серой зарплаты» в сумме 10,1 тыс. рублей. Вместе с тем, повторно изъята алкогольная продукция, в отношении которой директором юридического лица предоставлена товарная накладная, не принятая налоговым органом во внимание в связи с ее несоответствием фактически совершенной хозяйственной операции.
За продажу в кафе продукции без использования кассового оборудования областной налоговой инспекцией наложено штрафов на сумму 4,3 тыс. рублей, за нелегальный оборот алкогольной продукции, совершенный повторно, судом наложено штрафов на сумму 13,9 тыс. рублей.
Кроме того, в ходе ведения административных процессов работник кафе, являясь свидетелем совершения правонарушения, дал заведомо ложное объяснение с целью избежания юридическим лицом административной ответственности, за что налоговым органом составлен на работника протокол по статье 25.4 КоАП, а суд привлек его к ответственности в виде штрафа в размере 290,0 рублей.
Вместе с тем, директор юридического лица, осуществлявшего деятельность в кафе (в настоящее время находится в стадии прекращения деятельности), предоставил в управление оперативных мероприятий квитанции, по его мнению являющиеся подтверждением уплаты штрафов, которые вызвали сомнения в их подлинности. По признакам подделки квитанций, изготовленных без фактической уплаты в банке штрафов, правоохранительные органы Брестчины проводят проверку.
Если Вами обнаружены признаки нарушения, контроль за которым возложен на налоговые органы, Вы вправе сообщить о них по телефонному номеру «контакт-центра» - 189.
Уважаемые плательщики налога на недвижимость и платежей за землю.
Управление по работе с плательщиками по Каменецкому району напоминает, что срок уплаты налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за землю истекает 15 ноября 2021 года.
За несвоевременную уплату налога за каждый день просрочки начисляется пеня, а образовавшаяся перед бюджетом задолженность подлежит принудительному взысканию.
Дополнительную информацию можно получить в управлении по работе с плательщиками по Каменецкому району по адресу: г. Каменец, ул. Брестская, 30 или по телефону 9 64 13.Порядок применения индивидуальными предпринимателями профессиональных налоговых вычетов определен статьей 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
Расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные плательщиками и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
При определении налоговой базы по подоходному налогу следуют учитывать следующее.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу оплаты, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30 статьи 205 НК признают расходами после их фактической оплаты, иного прекращения встречного обязательства перед продавцом.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации, сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), учитываются в пределах сумм, оплаченных за указанные товары, сырье, материалы. При этом суммы платы за указанные товары, сырье, материалы уменьшаются на стоимость товаров, сырья, материалов, использованных индивидуальным предпринимателем для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расходы на приобретение указанных товаров, сырья, материалов, понесенные по окончании налогового периода, к которому они относятся, подлежат исключению из доходов в налоговом периоде, к которому они относятся (в котором получен доход);
- расходы на оплату труда учитываются в составе расходов на дату их фактической выплаты, выдачи;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу начисления, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30 статьи 205 НК, признают расходами в том отчетном (налоговом) периоде, в котором получены соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, учитываются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены;
- работы (услуги) производственного характера учитываются на дату подписания индивидуальным предпринимателем акта приемки-передачи таких работ (услуг);
- расходы на оплату труда учитываются ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии с пунктом 23 статьи 205 НК расходов на оплату труда;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период;
- расходы на ремонт основных средств учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты;
- расходы на служебные командировки учитываются на дату составления авансового отчета.
Вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности.
При определении налоговой базы подоходного налога такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально.
При осуществлении предпринимательской деятельности для индивидуальных предпринимателей предусмотрено три системы налогообложения, особенности исчисления и уплаты каждой из которых изложены в отдельных главах Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК):
- общая система налогообложения, предусматривающая уплату подоходного налога с физических лиц (гл. 18 НК);
- упрощенная система налогообложения (гл. 32 НК);
- единый налог с ИП и иных физических лиц (гл. 33 НК).
Каждая из указанных систем применяется в зависимости от тех или иных условий или особенностей осуществляемой деятельности индивидуальными предпринимателями.
На практике возможны случаи, когда индивидуальные предприниматели наряду с принятой основной системой налогообложения обязаны по отдельным доходам исчислять и уплачивать налоги с применением иного порядка налогообложения.
Так, к примеру сохраняется общий порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от операций с ценными бумагами (ч.2 подп. 1.2.1 статьи 326 НК (с изменениями и дополнениями)).
Индивидуальному предпринимателю, который является плательщиком единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, следует помнить, что данная система налогообложения не может применяться при осуществлении:
- реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям, за исключением продажи товаров, отнесенных к группам товаров, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 НК (с изменениями и дополнениями), при осуществлении розничной торговли в порядке, установленном законодательством, а также при реализации товаров (работ, услуг) потребителям на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
- деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
В этих случаях, индивидуальным предпринимателям следует применять упрощенную систему налогообложения или уплачивать подоходный налог с физических лиц.
На основании изложенного, законодательством предусмотрено применение индивидуальными предпринимателями по различным видам доходов несколько систем налогообложения одновременно.
До 1 декабря 2020 г. все индивидуальные предприниматели в Республике Беларусь должны были установить СКНО на все используемое ими кассовое оборудование (подпункт 2.6 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 "Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа" (с изменениями и дополнениями) (далее - Постановление N 924/16)).
СКНО - это специальное электронное устройство для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте кассового оборудования посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных, функции которого выполняет РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" (абзац 13 пункта 2 Положения N 924/16, подпункт 2.3 пункта 2 Постановления N 924/16).
Установка, обслуживание и снятие СКНО осуществляются на основании возмездного гражданско-правового договора, заключенного:
- с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" (пункт 3 Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 02.03.2012 N 9 (с изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция N 9));
- центром технического обслуживания, который в свою очередь заключил необходимый договор с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" (часть 2 подпункта 2.3 пункта 2 Постановления N 924/16).
За не установку СКНО предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 13.15 КоАП Республики Беларусь в виде наложения штрафа на индивидуального предпринимателя до ста базовых величин.
Незарегистрированная предпринимательская деятельность.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя граждане вправе осуществлять виды деятельности, перечисленные в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК). В данном случае, физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, в налоговый орган подается письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности, места осуществления деятельности и уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления деятельности.
Размер ставок единого налога установлен приложением 24 к НК.
Напоминаем, что действия по размещению объявлений о реализации товаров (работ, услуг) в глобальной компьютерной сети Интернет, либо иных СМИ могут быть расценены как направленные на осуществление предпринимательской деятельности. В связи с чем, уплату единого налога следует произвести до подачи подобных объявлений.
Кроме того, не требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя при осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, а также ремесленной деятельности.
В случае если гражданин планирует осуществлять предпринимательскую деятельность, то до начала следует зарегистрировать ее в местном районном исполнительном комитете по месту жительства с обязательным получением свидетельства о государственной регистрации.
Напоминаем, что за занятие физическими лицами предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусмотрена административная ответственность согласно части 2 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями) (далее – КоАП) в виде наложения штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов от суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
В соответствии с подпунктом 41 статьи 342 НК при выявлении налоговыми органами впервые фактов осуществления физическими лицами видов деятельности, указанных в подпунктах 1.1 - 1.3 пункта 1, подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 статьи 337 НК, без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, исчисляется единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц согласно утвержденных ставок.
В случае же выявления повторных фактов осуществления вышеуказанных видов деятельности единый налог исчисляется налоговыми органами с применением коэффициента 5.
За разъяснением порядка осуществления видов деятельности без регистрации в качестве ИП, в сфере агроэкотуризма и ремесленной деятельности граждане вправе обратиться в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт-центр» по телефону 189 (стационарная сеть), либо (017) 229-79-79, а также направить электронное обращение с использованием специальной формы, размещенной на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет (www.nalog.gov.by) в рубрике «Электронные обращения».
Ставка транспортного налога уменьшается:
на 50 процентов в отношении транспортных средств, зарегистрированных за:
ветеранами Великой Отечественной войны;
инвалидами I или II группы;
лицами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, или лицами, имеющими право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста;
на 25 процентов — для инвалидов III группы.
ВАЖНО!
Льгота по снижению ставки транспортного налога на 50 процентов и 25 процентов предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Категории физических лиц, которые имеют право на льготы по земельному налогу |
Объекты, на которые распространяется освобождение |
Объекты, на которые не распространяется освобождение |
Условия для предоставления льготы по налогу по земельному налогу |
Физические лица: |
Земельные участки, предоставленные: 1. для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома 2. для обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, 3. для ведения личного подсобного хозяйства, 4. для огородничества, 5. для коллективного садоводства, 6. для сенокошения, 7. для выпаса сельскохозяйственных животных, 8. для дачного строительства, 9. в виде служебного земельного надела, 10. для традиционных народных промыслов (ремесел), 11. для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей |
Льгота не распространяется на земельные участки: 1. предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, 2. самовольно занятые, 3. находящиеся в государственной собственности земельные участки, предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством. |
ВАЖНО!!! Освобождение по налогу на недвижимость в отношении земельных участков, предоставленных для: 1. строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома 2. обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме предоставляется при отсутствии зарегистрированных в таких жилых домах трудоспособных лиц. |
* В соответствии со статьей 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь признание гражданина недееспособным осуществляется судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека, в связи с чем представление его интересов, в том числе совершение сделок, производится его опекуном от имени такого гражданина. |
|||
Члены многодетных семей |
Земельные участки, предоставленные: 1. для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома 2. для обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, 3. для ведения личного подсобного хозяйства, 4. для огородничества, 5. для коллективного садоводства, 6. для сенокошения, 7. для выпаса сельскохозяйственных животных, 8. для дачного строительства, 9. в виде служебного земельного надела, 10. для традиционных народных промыслов (ремесел), 11. для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей |
Льгота не распространяется на земельные участки: 1. предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, 2. самовольно занятые, 3. находящиеся в государственной собственности земельные участки, предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством |
К многодетным относятся семьи, у которых на иждивении и воспитании находится трое и более несовершеннолетних детей |
Военнослужащие срочной военной службы |
|||
Граждане, проходящие альтернативную службу |
|||
Участники Великой Отечественной войны и иные лица, имеющие право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»** |
|||
Физические лица |
Земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями |
Земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, освобождаемые от уплаты земельного налога, должны быть включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь |
|
Физические лица |
Земельные участки: 1. предоставленные для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним 2. занятые объектами придорожного сервиса |
Освобождение от уплаты земельного налога предоставляется: 1. за земельные участки, предоставленные для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, - в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, 2. за земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса - в течение двух лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию. |