В целях дальнейшего развития народных промыслов, сохранения и приумножения традиций ручного труда, а также вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность посредством создания дополнительных условий для самозанятости граждан принят Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» (далее – Указ № 364).
Указом № 364 расширен перечень видов ремесленной деятельности, которые граждане вправе осуществлять по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В указанный перечень включены все виды творчества, осуществляемые на основе ручного труда.
Снимаются ограничения по видам и наименованиям предметов, изготавливаемых при осуществлении следующих видов ремесленной деятельности:
Расширен перечень материалов, которые можно подвергать художественной обработке, использовать при изготовлении предметов и их частей для личных бытовых нужд граждан. Снято ограничение по технике, которую ремесленник вправе использовать при декорировании предметов.
Кроме того, Указом № 364 расширены места и способы реализации изготовленной ремесленниками продукции. Ранее ремесленники имели право осуществлять продажу своих изделий на рынках, ярмарках и в иных местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, а также на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Теперь ремесленники вправе реализовывать свои изделия в мастерских, с применением рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, путем пересылки (в том числе международным почтовым отправлением), а также путем доставки продукции по указанному потребителем адресу любым видом транспорта.
Указом № 364 за физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, закрепляется обязанность по обеспечению безопасности выпускаемой в обращение продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Увеличено с одного до трех количество учеников, которых ремесленник вправе одновременно обучать ремесленной деятельности.
Данные изменения вступают в силу с 12.01.2018.
За более подробной информацией можно обратиться в Управление по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району по адресу: г.Каменец, ул.Брестская, 30, или по тел. 96413.Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (далее – Указ № 337), расширен перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности. С 22 октября 2017 года физические лица без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя дополнительно могут осуществлять 12 видов деятельности:
- реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
- предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;
- выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;
- ремонт часов, обуви;
- ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;
- сборка мебели;
- настройка музыкальных инструментов;
- распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;
- производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;
- штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;
- оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;
- парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.
Все вышеуказанные виды деятельности физические лица должны осуществлять самостоятельно.
При намерении осуществлять деятельность, предусмотренную Указом № 337, физические лица в соответствии с положениями главы 35 Налогового кодекса Республики Беларусь обязаны до начала осуществления деятельности:
На физических лиц, осуществляющих предусмотренную Указом № 337 деятельность, не возлагается обязанность по соблюдению установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств, порядка ведения учета полученных доходов и порядка представления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) в связи с осуществлением деятельности.
Ставки единого налога установлены решением Брестского областного Совета депутатов от 22 сентября 2017 года № 285 «О внесении дополнений и изменения в решение Брестского областного Совета депутатов от 16 декабря 2016 г. № 218».
За более подробной информацией можно обратиться в Управление по работе с плательщиками по Каменецкому району инспекции МНС по Брестскому району по адресу: г. Каменец, ул.Брестская, 30, или по тел. 96413.В Республике Беларусь с 20.03.2016, а на таможенной территории Евразийского экономического союза с 12.08.2016, введена маркировка предметов одежды из натурального меха контрольными (идентификационными) знаками с RFID-метками (далее – КИЗ).
▪ КИЗ на текстильной основе.
КИЗ на текстильной основе создан для удобства его нанесения производителями меховых изделий и крепится в момент пошива предмета одежды. КИЗ крепится на меховом изделии путем вшивания машинным способом непосредственно в конструктивный шов изделия с внутренней стороны (изнанки) товара, при этом полностью оставляя видимой содержащуюся на этом знаке графическую информацию.
▪ КИЗ на самоклеящейся основе.
КИЗ на самоклеящейся основе крепится на вшивную ленту (маркировочный ярлык), вшитую в шов изделия. При этом размер вшивной ленты (маркировочного ярлыка) должен быть достаточным для размещения на нем указанного знака без деформации. Нанесение КИЗа выполняется путем отделения защитного покрытия с клеевого слоя такого знака и его приклеивания на свободное поле вшивной ленты (маркировочного ярлыка) таким образом, чтобы КИЗ разрушался при его снятии. КИЗ на самоклеящейся основе может использоваться для маркировки меховых изделий всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обязанными в соответствии с законодательством ее осуществлять, но только в случае, если в шов мехового изделия вшит маркировочный ярлык. Законодательством не допускается нанесение КИЗа на самоклеящейся основе на ленту или этикетку, прикрепленные к изделию с помощью биркодержателя.
▪ КИЗ на пластиковой основе.
КИЗ на пластиковой основе крепится с помощью одноразового пломбирующего устройства в петличное отверстие либо петлю-застежку переда изделия, а в случае их отсутствия – в вшивную вешалку либо вшивную петлю держателя вешалки в виде металлической цепочки, пластины из металла и других материалов (далее – любое петличное отверстие). Нанесение КИЗа на пластиковой основе выполняется путем продевания гибкого элемента одноразового пломбирующего устройства в любое петличное отверстие и во входное (запорное) отверстие пломбирующего устройства, исключающего его разъединение без разрушения. КИЗ на пластиковой основе может использоваться для маркировки меховых изделий всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обязанными в соответствии с законодательством ее осуществлять.
В данном способе крепления важно не допустить ошибку в выборе петличного отверстия изделия! В случае, если в меховом изделии есть петличное отверстие либо петля-застежка переда изделия, то КИЗ на пластиковой основе должен крепиться на перед изделия. В этом случае его крепление во вшивную вешалку либо петлю держателя вешалки будет являться нарушением законодательства. Лишь в случае отсутствия на переде изделия петличного отверстия, КИЗ на пластиковой основе может быть прикреплен во вшивную вешалку либо петлю держателя вешалки.
Аналогичные способы крепления КИЗов предусмотрены законодательством Евразийского экономического союза. В частности, в пункте 6 Характеристик контрольного (идентификационного) знака, порядке его нанесения и требований к структуре и формату информации, содержащейся на контрольных знаках, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2016 № 70.
С 20.03.2016 в Республике Беларусь введена обязанность субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую и (или) розничную торговлю товарами, подлежащими маркировке контрольными знаками, обеспечить проверку товаров на предмет их соответствия требованиям законодательства о маркировке контрольными знаками, в том числе посредством использования информации, содержащейся в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции и в межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров», до получения или при приемке товаров от поставщика. Поставщики же товаров в свою очередь будут обязаны предоставить возможность проверки товаров на предмет соблюдения требований законодательства о маркировке товаров контрольными знаками (часть 6 подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками»).
Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 13 марта 2017 г. № 197 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2002 г. № 738 и от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее – постановление № 197).
Постановлением № 197 внесены изменения и дополнения в Положение о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2002 г. № 738 и пункт 2.25 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
С учетом внедрения в Республике Беларусь системы контроля кассового оборудования (далее – СККО), обеспечивающей получение, фиксирование, хранение и обработку информации в центре обработки данных СККО (аттестованной на соответствие требованиям законодательства Республики Беларусь по защите информации) о транзакциях (событиях), связанных с приемом денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершаемых на зарегистрированном в СККО кассовом оборудовании путем установки в него средства контроля налоговых органов, постановлением № 197 предусмотрено бессрочное нахождение моделей (модификаций) кассового оборудования, соответствующего требованиям для установки средства контроля налоговых органов, и специальных компьютерных систем, в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр).
Таким образом, модели (модификации) кассового оборудования, соответствующего требованиям для установки средства контроля налоговых органов, и специальных компьютерных систем включаются в Государственный реестр без ограничения срока. Соответственно, отменена обязанность замены кассового оборудования, соответствующего требованиям для установки средства контроля налоговых органов, и специальных компьютерных систем, в связи с ранее действовавшими сроками нахождения моделей (модификаций) кассового оборудования в Государственном реестре.
Данное решение позволит сократить расходы субъектов хозяйствования, связанные с ранее действовавшим механизмом ограничения сроков нахождения моделей (модификаций) кассового оборудования в Государственном реестре, в отношении кассового оборудования подключенного к СККО.
В целях обеспечения возможности доработки (модернизации) находящегося в эксплуатации у субъектов хозяйствования кассового оборудования до уровня, обеспечивающего подключение средства контроля налоговых органов и функционирование с СККО, в связи с чем производители (заявители) моделей (модификаций) кассового оборудования проводят его соответствующую доработку и включение в Государственный реестр, постановлением № 197 внесены изменения, предусматривающие включение доработанных моделей (модификаций) кассового оборудования в Государственный реестр по результатам их экспертизы и испытаний с учетом рекомендации о целесообразности включения модели (модификации) кассового оборудования в Государственный реестр.
В настоящее время в Республике Беларусь для физических лиц существует возможность получать актуальную информацию о налоговых платежах в электронном виде посредством электронного сервиса. Электронная услуга позволяет сделать для плательщиков жизнь проще, понятнее и доступнее.
Информация о налогах содержится в личном кабинете физического лица, который размещен на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (http://www.nalog.gov.by/ru/lichnii-kabinet-fl/). Сервис доступен на всей территории Республики Беларусь и позволяет пользователю в любое время получать информацию о налоговых платежах.
Для того чтобы воспользоваться указанной услугой необходим идентификационный код, который можно получить в любой налоговой инспекции имея при себе паспорт.
Впоследствии, используя полученные логин и пароль, и войдя в «Личный кабинет плательщика», физическое лицо сможет получать следующую информацию:
о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом;
контролировать состояние расчетов с бюджетом;
получать и распечатывать извещения на уплату налога на недвижимость и земельного налога с физических лиц, подоходного налога с физических лиц;
оплачивать налоговые платежи посредством Интернет-банкинга Беларусбанка, Белгазпромбанка, Альфабанка и Белинвестбанка;
записаться на прием в инспекцию по месту постановки на учет без личного визита в налоговую инспекцию.
Перечень услуг, предоставляемый Интернет-сервисом постоянно расширяется. Все услуги по регистрации и использованию «Личного кабинета плательщика» абсолютно бесплатны, и позволят пользователю не тратить время на поездки в банк и ожидание в очередях в кассу, и своевременно получать актуальную информацию о налогах.Чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития бизнеса и улучшения качества обслуживания налогоплательщиков, создан ряд электронных сервисов, благодаря которым централизованно можно получить необходимые справки и разрешительные документы, подать налоговую отчетность, получить налоговые консультации и узнать о нововведениях налогового законодательства.
В настоящий момент помимо возможности подавать налоговые декларации в электронном виде пользователи системы электронного декларирования имеют оперативный доступ к сведениям об излишне уплаченных платежах в бюджет, проведенных зачетах, результатах выполнения административных процедур по поданным заявлениям и другой информации. Один из самых распространенных сервисов — личный кабинет плательщика, который находится на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
«Личный кабинет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» делает для плательщиков жизнь проще, понятнее и доступнее. Этот сервис удобен для тех, кто привык экономить время, используя Интернет.
В функционале «Личный кабинет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для плательщиков реализована возможность в режиме реального времени:
Подать заявку на получение следующих документов:
- сведения о недоимках, переплатах и пене;
- справка о расчетах с бюджетом;
- выписка из лицевых счетов;
- о проведенных зачетах;
- реестр платежей;
- извещение на уплату земельного налога и налога на недвижимость;
- постановления о приостановлении операций по счетам;
- постановления об отмене приостановления операций по счетам.
Кроме того, можно просматривать личную историю заказанных и полученных документов с возможностью скачать любой документ в формате PDF, просмотреть и сохранить его в выбранную папку;
Проверить электронный документ, направленный в налоговый орган и полученный на него ответ налогового органа, получить отображения внешней формы документа в формате PDF;
Записаться на личный прием к руководству инспекций МНС и посмотреть личную историю записей;
Заполнить и подать декларацию в налоговый орган по большинству налогов;
Кроме того, предусмотрена возможность загрузить декларацию в формате xml с компьютера пользователя (например, за предыдущий период) для последующей работы на портале – до заполнения, подписания, отправки;
Просмотреть ранее поданные декларации;
Уплатить налоги для плательщиков, использующих Интернет-банкинг Беларусбанка, Белгазпромбанка, Альфа-банка и Белинвестбанка;
Подать заявления на осуществление административных процедур в электронном виде в налоговый орган и просмотреть ранее поданные заявления;
Просмотреть сообщения, поступающие от налоговых органов;
Работать с документами Евразийского экономического пространства (ЕАС): заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и передать заявление в АИС «Таможенный союз» с полным пакетом прилагаемых документов в соответствии с Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов, а также просмотреть заявления, поступившие в адрес плательщика.
Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в целях реализации концепции развития налоговых органов, базирующейся на расширенном взаимодействии с плательщиками в электронном виде, проводится активная работа по созданию, внедрению и дальнейшему продвижению электронных услуг, предоставляемых налоговыми органами.
Делая выводы, можно отметить, что система электронного декларирования заняла свою нишу в системе оказания налоговых услуг бизнесу Беларуси. С момента ее запуска прошло 7 лет, на протяжении которых она совершенствовалась, дорабатывалась, наполнялась новыми услугами и сервисами с целью автоматизации и упрощения налогообложения для представителей бизнес сообщества.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Каменецкому району доводит да сведения налогоплательщиков, что с 23 января 2016 г. изменился порядок выдачи книги замечаний и предложений организациям и индивидуальным предпринимателям.
Книга выдается республиканским унитарным предприятием «Издательство «Белбланкавыд», а не налоговым органом, но в случае изменения адреса места нахождения книги (книг) организация или индивидуальный предприниматель не позднее рабочего дня, следующего за днем изменения места нахождения книги (книг) обязаны обратиться, в налоговый орган по месту постановки на учет для внесения соответствующих изменений в электронный банк данных в порядке, предусмотренном пунктом 2.28 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
При обнаружении фактов порчи (повреждения, брака), утраты книги не позднее рабочего дня следующего за днем обнаружения указанных фактов, организацией или индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки на учет представляется соответствующий акт, в котором указывается регистрационный номер книги, адрес ее места нахождения, причина порчи (повреждения, брака), утраты книги.
При обнаружении факта хищения книги в налоговый орган представляется документ, подтверждающий обращение в орган внутренних дел по факту её хищения.
Налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего акта либо документа, подтверждающего обращение в орган внутренних дел по факту хищения книги, передает в электронный банк данных информацию о книге с признаком «Недействительно».
При этом реализующей организацией в случаях порчи (повреждения, брака), утраты, хищения книги, новая книга выдается после внесения налоговым органом в электронный банк данных информации о книге с признаком «Недействительно».
При несоблюдении указанных требований организация, индивидуальный предприниматель подлежит административной ответственности по статье 9.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение порядка ведения книги замечаний и предложений.