Негативные последствия выплаты
заработной платы
«в конвертах»
Налоговые органы систематически
выявляют недобросовестных плательщиков, которые в обход закона выплачивают своим
наемным работникам зарплату «в конверте», тем самым уходя от налогообложения и
иных выплат в бюджет государства.
В случае
выплаты заработной платы в «конвертах», негативные последствия могут наступить
как для работника, так и для нанимателя. Работник, получая законный заработок
без оформления трудовых отношений, попадает в зону социального риска, утрачивая
право на выплаты в связи с временной нетрудоспособностью, пенсионный стаж и
иные гарантии. Кроме того, он рискует быть уволенным, оказаться в сложных
условиях труда, либо лишиться части обещанной суммы без каких-либо оснований. В
случае же заключения трудового договора на условиях минимального размера оплаты
труда с доплатой «на руки», такие условия влияют на размер социальных выплат,
возможность получения кредитов и рассрочек, иные права гражданина.
Наниматель же
становится участником теневой экономики и правонарушителем, а его действия
могут повлечь привлечение к ответственности.
При
установлении налоговым органом факта выплаты субъектом хозяйствования
заработной платы «в конвертах», в отношении таких доходов применяется ставка
подоходного налога с физических лиц в размере 26 %. Кроме того, исчисление
подоходного налога с указанных доходов будет производиться без применения
налоговых льгот и вычетов, установленных Налоговым кодексом Республики
Беларусь.
Негативными
последствиями, которые наступят для субъекта хозяйствования и его должностных
лиц в случае выявления фактов выплаты заработной платы «в конвертах»,
является привлечение его к административной
ответственности, предусмотренной в соответствии со статьями 14.3 и 14.5 Кодекса Республики
Беларусь об административных правонарушениях, а также уголовной ответственности
в соответствии со статьей 243-1 Уголовного кодекса
Республики Беларусь.
Таким
образом, прежде чем выплачивать заработную плату «в конвертах», следует подумать, стоит ли такой риск возможных
последствий.
Новое о налогах Деду Морозу,
Снегурочке и другим сказочным персонажам
С 1 октября 2024 г. в соответствии с положениями Закона Республики
Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам
предпринимательской деятельности» виды самостоятельной профессиональной
деятельности, осуществляемые физическими лицами без государственной регистрации
в качестве субъекта хозяйствования (индивидуального предпринимателя,
коммерческой организации), определены в приложении № 2 к постановлению Совета
Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 457 «О видах индивидуальной
предпринимательской деятельности» (далее – постановление № 457).
Физические лица, осуществляющие самостоятельную профессиональную
деятельность, вправе применять:
• налог на профессиональный доход;
• единый
налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Перечень видов деятельности, относящихся к самостоятельной
профессиональной деятельности, не содержит такую деятельность как деятельность
актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих
индивидуально, предоставление услуг тамадой, музыкально-развлекательное
обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий, деятельность,
связанную с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками
независимо от места их проведения, т.е. деятельность, подразумевающую
возможность проведения культурно-зрелищных мероприятий.
Тем самым, с 1 октября 2024 г. физические лица не вправе осуществлять
деятельность по проведению культурно-зрелищных мероприятий с уплатой единого
налога или налога на профессиональный доход.
Кроме того, перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления
в качестве индивидуального предпринимателя согласно приложению 1 к
постановлению № 457, также не содержит вида деятельности, подразумевающего возможность
проведения культурно-зрелищных мероприятий.
Учитывая приведенные положения законодательства, с 1 октября 2024 г.
проведение культурно-зрелищных мероприятий может осуществляться в статусе
коммерческой организации с учетом особенностей, установленных отраслевым
законодательством.